Если не выплачивать кредит, рано или поздно поступит звонок от коллектора. Часто при общении с ними должники теряются. Но у заемщиков есть свои права, которые нужно отстаивать.

Как правильно разговаривать с коллекторами

Главное при общении с коллектором — знать закон. Только так можно избавиться от угроз и преследования. Выясним, на какой законодательный акт стоит опираться.

Коллекторы — кто это

Сотрудник коллекторского агентства — это посредник между банком и должником. Его главная задача в том, чтобы урегулировать возникшую задолженность до суда. Коллектору важно убедить заемщика в том, что выплаты по кредиту не избежать. 

Будьте бдительны, ведь зачастую под маской коллекторского агентства работают мошенники. Именно они и прибегают к нарушению Закона, угрозам и противоправным действиям, чтобы как можно сильнее запугать должника, получить деньги или имущество, и скрыться.

На что имеют право сотрудники коллекторского агентства при звонке?

Первым делом, необходимо открыть кредитный договор, и внимательно посмотреть есть ли в нем пункт, согласно которому, банк имеет право передавать задолженность третьим лицам. Если этого пункта в договоре нет, банк не имеет права заключать агентский договор с кем-либо, передавать долги. Взыскание долга может производиться только через суд. 

Несмотря на то, что в коллекторских агентвах работают «крепкие орешки» и бывшие сотрудники МВД, у них есть свои страхи: 

  1. Коллекторы получают огромные штрафы, когда ведут себя не по инструкции или срываются на крик. Вывод: первым делом, включайте диктофон на записывайте разговор. Каждое слово. 
  2. Коллекторы боятся закона — как дикого зверя! Вывод: при малейшем давлении или обвинении со стороны сотрудника — сразу же дайте понять, что Вы в курсе «Статьи 128.1 УК РФ: Клевета» и «Статьи 163 УК РФ: Вымогательство». 

Запомните болевые точки коллекторов! 

В России законодательно деятельность коллекторских агентств никак не регламентируется, но, это совсем не означает, что они могут делать все что угодно. Любые действия и переговоры могут производиться только в рамках Гражданского Кодекса Российской Федерации.

  1. У коллекторов нет права и на угрозы, клевету в отношении должника. За это они несут ответственность согласно Уголовному и ГК РФ. 
  2. Коллектор не имеет права вторгаться в квартиру без согласия собственника. То же касается и имущества. Никто, кроме судебных приставов не может изъять имущество за долги. 
  3. Без специальной лицензии они не имеют права требовать от Вас предоставление каких-либо данных, в том числе номеров телефонов, адреса проживания, работы и так далее.

Как нужно общаться с коллекторами должнику

Коллекторы должны действовать в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2020 N 230-ФЗ. Согласно нему, общение с должником возможно посредством:

  • телефонного звонка — с 8.00 до 22.00 (в выходные и праздничные дни с 9.00 до 20.00);
  • личной встречи — не чаще раза в неделю.

При этом коллектор имеет право выпрашивать долг только в течение 4 месяцев с момента образования просрочки. Если время прошло, должник может пожаловаться в банк. 

Также заемщик имеет право подать жалобу в суд, если коллектор превышает свои полномочия. Например, звонит поздно ночью или угрожает. Но для рассмотрения заявления в суде необходимы доказательства. Поэтому стоит воспользоваться диктофоном.

Если должник не хочет общаться, он имеет право не отвечать на звонок. Уголовной или административной ответственности за это не последует. Также можно уведомить банк о том, что связь допустима только по электронной почте.

Кроме того, коллекторы не должны звонить:

  • беременным или женщинам с ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет;
  • гражданам, которые на данные момент находятся на реабилитации в медучреждении;
  • инвалидам, относящимся к первой группе.

Но если вы не против общаться с коллекторами, необходимо разговаривать вежливо. Любые слова могут быть использованы против вас при судебном разбирательстве.

Коллекторы, которые звонят через автоответчик — как себя вести

Можно скачать на смартфон приложение «Антиколлектор». Программа распознает сомнительные номера и автоматически блокирует их. 

Также стоит обратиться в банк и отказаться от обработки персональных данных. Если звонки не перестанут поступать, нужно написать жалобу на банк в Роскомнадзор.

Что делать, если требуют выплату несуществующего долга

Если коллекторы выпрашивают долг коллеги, соседа или родственника, стоит попросить больше не беспокоить. Скорее всего, звонки не прекратятся. Тогда следует обратиться к правоохранительным органам. 

Коллекторы могут по ошибке требовать долг незнакомого вам человека. Необходимо узнать, в каком банке был взят кредит. Далее отправить в это финансовое учреждение банк письмо о том, что номер ошибочно числится в коллекторском агентстве.

Не стоит бояться коллекторов, так как у должников есть свои права. Можно избавиться от надоедливых звонков, если предпринять меры. Важно только знать особенности закона, который регулирует деятельность коллекторов — N 230-ФЗ.